Благотворительный Фонд

Главы из методического пособия по курсу для организаторов и актива православного молодежного служения "Миссия возможна"

 

Целостная работа на приходе

 

 

 

Участие многих наших современников в церковной жизни можно было обозначить словосочетанием «трудно войти - сложно продолжить».

 

Относительно трудности вхождения в Церковь сказано немало. Есть то, что зависит от самого человека, – в первую очередь, это его собственное желание. Кроме того, сегодня, чтобы стать православным христианином, надо всерьез приложить усилия к вхождению в двухтысячелетнюю традицию Церкви. Но есть и то, что зависит от членов Церкви: это, зачастую, и немиссионерский подход к исповеданию своей веры (нам не нужно специально идти и кого-то искать, поскольку главное – богослужение, и придут те, кого позовет Бог), и неготовность некоторых членов прихода с пониманием отнестись и принять новоначальных, неспособность отделить главное от второстепенного (в отношении требований к поведению и соблюдению устава).

 

У тех же, кто преодолел барьер, через некоторое время может наблюдаться охлаждение, и, если человек предоставлен самому себе, он либо пытается углубиться в себя (это может длиться бесконечно, не всегда приводя к доброму результату – потому что углубляться надо не просто в познание себя, но в познание себя и учения – 1 Тим. 4:16), либо действительно охладевает и даже выпадает из церковной жизни.

 

С другой стороны, если в приходе организуется внебогослужебная жизнь (от воскресной школы и лагеря до социальной службы), и решается вопрос о привлечении добровольцев, важно понимать, можно ли привлекать новообращенных, как и когда.

 

Выход видится в том, чтобы предложить новообращенному понятную систему роста, а для этого организовать в приходе целостную систему, предполагающую три этапа: миссия – воцерковление – служение. Рассмотрим эту последовательность подробнее.

 

Первый этап, миссионерский, направлен на то, чтобы привлечь к Церкви людей, до того от нее далеких. Очевидно, что для этого необходимо выйти за пределы церковной ограды и пойти к «внешним». Здесь важно свидетельствовать о своей вере, но также и понимать, что мы не можем сразу предложить в качестве основной деятельности посещение богослужений – люди к этому не готовы. Скорее, можно предложить досуг, бесплатное качественное образование. Чтобы человек зацепился и остался, эта деятельность должна быть захватывающей или восприниматься как очень полезная, поддерживать радостное, мирное настроение. «Где же здесь вера?» – спросят некоторые. «Навязчивое» христианство здесь и не нужно; пусть эта деятельность будет пропитана христианским отношением друг ко другу и пусть, когда это уместно, организаторы не стесняются проявлений веры (предложить помолиться вместе, рассказать о том, как ими проживаются события церковного года, вообще жизнь через призму веры).

 

Постепенно перед новообращенными будет расширяться горизонт, и в свое время им можно предложить участие в той деятельности, которая характерна уже для второго этапа – воцерковления. Этот этап ориентирован на то, чтобы помочь человеку осознать веру и приобрести опыт общения с Богом через богослужение и молитву. Открывается подлинная жизнь. Здесь важна серьезная систематическая катехизация, одно из условий того, что человек останется в Церкви и будет ее активным членом. Одновременно важно не забывать и о радости первого этапа, продолжая заботиться о досуге, теперь наполняя его и с точки зрения духовного роста (например, приходские выезды для того, чтобы поразмышлять над определенной темой, важной для спасения). Одна из подстерегающих опасностей этапа – «духовное потребительство», когда вся духовная жизнь замыкается на себе. Чтобы этого не случилось, важно учить ответственности за Церковь, необходимости передачи эстафеты веры, постепенно вовлекая в социальное служение и миссию.

 

Третий этап, служение, предполагает, что человек возвращается к тому, что его самого привело в Церковь, но уже не в качестве участника, а в качестве организатора; он готов делиться своей жизнью с другими.

 

Кратко представить особенности каждого этапа можно в таблице (см. ниже).

 

 

 

Задача, этап

Ведущие мотивы деятельности

Место, формы

Особенности подхода

привлечение

(миссия)

«драйв», «фан»

 

школы, вузы, кружки, клубы по интересам, лагеря, походы

не оставлять в этом состоянии навсегда, иначе – вырождение в «тусовку»

увлечение

(воцерковление)

«интересно!» и «по-настоящему»

катехизация, евангельские кружки, литургическая жизнь

параллельно готовить к служению – мотивировать (учить благодарности и важности служения) и постепенно включать

вовлечение

(служение)

«благодарю», «хвалю» и «отдаю-служу»

организация лагерей, клубов, социального служения, миссии

постоянная поддержка – совместной молитвой и общением

 

 

 

Выше говорилось о том, что относится к «человеческому» в Церкви. Но призвание, просвещение и поставление на служение – это не только человеческие действия, но благодатные действия Духа Святого. Понимание этого («Господь ведет каждого по своему пути, а не я»), доверие Богу («Он не оставит угодное Ему дело без делателей, и обо всем позаботится»), поиск путей в молитве («Господи, вразуми, укрепи, укажи путь») – вот важные и необходимые составляющие подлинно православного христианского служения. «Укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом» (2 Тим. 2:1), – одно из последних наставлений ап. Павла Тимофею, и это не пустые слова. Хотя от всех разочарований вряд ли возможно уберечься, обращение к Богу за помощью точно даст силы для того, чтобы совершать свое служение в терпении и надежде, принося добрые плоды для Царствия Божия.

 

Планирование, подготовка и проведение мероприятий

 

 

 

Говорят, что успешное мероприятие готовится так, что 70% энергии уходит на его подготовку и только 30% на проведение и оценку результатов. Именно поэтому так важно заранее планировать каждое мероприятие. Однако не менее важно контролировать и корректировать что-то в процессе деятельности, а также уметь подвести итоги.

 

 

 

Если говорить кратко, то для подготовки мероприятия важно:

 

  • понять, зачем его проводить, соответствует ли оно целям вашей группы,

  • найти замечательную идею, т.е. ту изюминку, благодаря которой вы надеетесь достичь поставленных задач, и сделать это лучше других,

  • разработать механизм реализации и составить календарный план,

  • определить задачи, сроки, необходимые ресурсы и ответственных,

  • определить, как вы будете оценивать результаты деятельности.

 

 

 

Более подробное планирование предполагает следующие шаги (на примере лагеря).

 

1. Какова миссия и цель деятельности организации? Каковы сильные и слабые стороны современного положения дел, каковы текущие проблемы деятельности, каким образом их можно решить (логика SWOT-анализа)? Какой путь кажется вам наиболее эффективным? На этапе первичного планирования производится отбор того мероприятия, над которым дальше предстоит работать. Проверьте себя: зачем устраивается мероприятие, нужно ли оно для достижения поставленной цели? Узнайте общественное мнение по поводу ваших идей, будет ли кто-то участвовать в предлагаемых вами делах. Итог: четко сформулированные цели и задачи мероприятия, приблизительные сроки и содержание.

 

2. Каков ваш кадровый потенциал? Кто сможет принять участие в планируемом мероприятии и насколько серьезно он готов включиться в работу? Подумайте, какие партнеры могут быть у вашего мероприятия. Составьте лист контактов и переговорите с этими людьми, за какую область они готовы принять ответственность, чем могут помочь, какого вознаграждения ожидают. Итог: список организаторов с их координатами и указанием полномочий и ответственности.

 

3. Встречи с организаторами мероприятия: обсуждение задач мероприятия, иерархии и правил совместной работы. Какую программу мероприятий вы планируете (подъем-отбой, питание, исповедь и богослужение, труд, спорт, семинары, игры, поход, встречи гостей)? Как она будет способствовать выполнению поставленных задач? Итог: составление списка мероприятий с их обоснованием (механизм реализации), критерии достижения поставленных задач, назначение ответственных, а также пресс-релиз по мероприятию.

 

4. Разработка календарного плана подготовки и проведения мероприятия, обучение и задания организаторам.

 

 

дело

срок

ответственный

необходимые ресурсы

отметка о выполнении

 

 

 

5. Теперь нужно заняться составлением списка участников мероприятия, их оповещением. Именно от их количества и качественного состава зависит формат мероприятия и необходимые вам ресурсы. Итог: общий список участников, лучше с характеристикой.

 

6. Что у вас есть в наличии (транспорт, место, питание, сон, гигиена, спортивный и трудовой инвентарь, спецснаряжение, методические материалы)? Что нужно будет приобретать дополнительно? Что нужно будет дополнительно разработать из методических материалов? Итог: список имеющихся и необходимых к приобретению и разработке ресурсов.

 

7. Постоянный контроль по ходу подготовки мероприятия, регулярные встречи.

 

8. Организационное собрание участников. На нем обсуждаются сроки, цели и программа мероприятия, правила для участвующих, собирается вступительный взнос. Даются сведения о транспортировке, месте жительства, погоде, инвентаре, одежде, обуви, посуде, дежурстве и работах. Проговаривается программа мероприятия и результаты в личностном росте для каждого. Итог: полная информированность участников (и их родителей).

 

9. Начало программы. Регулярные ежедневные планерки, обмен мнениями и эмоциями, совместные праздники для сплочения коллектива. Контроль деятельности по разработанным ранее критериям. Отслеживание промежуточных результатов. Итог: регулярный контроль и корректировка программы. Информирование заинтересованных лиц о ходе проведения мероприятия.

 

10. Завершение мероприятия. Распространение документов и данных, наработанных за время мероприятия. Итоговая проверка и поощрение участников. Каково мнение участников о проведенном мероприятии? Достигнуты ли планируемые результаты? Итог: составление отчета о мероприятии, рекомендаций на будущее, архивация методических материалов.

 

 

 

Критерии успеха при подготовке проектов и программ на конкурс:

 

  • программа или проект, время реализации,

  • научная обоснованность,

  • социальная значимость и региональная обоснованность,

  • адресность,

  • целостность и внутренняя логика: цель – задачи – содержание, механизм реализации - план реализации – предполагаемые результаты.

  • конкретность механизма,

  • кадры, экономическая эффективность, ресурсная база,

  • реалистичность,

  • соответствие положению о конкурсе (номинация, документация, объем, эстетика оформления),

  • инновационность,

  • хорошие приложения.

 

 

 

Возможные формы деятельности, если мы говорим о лагере:

 

  • мероприятия на природе (походы, купание, рыбалка, игры и состязания),

  • спортивные мероприятия (эстафеты, футбол и пр.),

  • лекции, дискуссии,

  • просмотр видео с последующим обсуждением,

  • практические занятия,

  • труд,

  • игры, викторины, ролевые игры,

  • творческие задания (летописи, стенгазеты, песни, сценки, костры),

  • церемонии,

  • обсуждение дел группы,

  • иное, вами придуманное.

 

 

 

Главные ошибки в планировании и организации миссионерских мероприятий:

 

  • браться за все, не умея отличить главное от второстепенного и отсечь лишнее,

  • вообще не думать о цели или забыть о ней в процессе проведения мероприятия,

  • уделить недостаточно внимания конкретике (на этапе планирования и распределения ответственности),

  • слишком полагаться на свои силы, методики, забывая о том, что, в конечном счете, успех всякого дела – в руке Божией (Тов. 4:19, Иак. 4:13-16); на практике это выражается в пренебрежении молитвой о помощи Божией.

 

Рекомендуемое чтение: Книга Неемии, 2 глава.

 

 

 

Задание. Продумайте акцию, приуроченную к Рождеству и Богоявлению.