Главы из методического пособия по курсу для организаторов и актива православного молодежного служения "Миссия возможна"
- Информация о материале
- Категория: Материалы
- Опубликовано: 26.02.2012, 22:26
- Просмотров: 4402
Целостная работа на приходе
Участие многих наших современников в церковной жизни можно было обозначить словосочетанием «трудно войти - сложно продолжить».
Относительно трудности вхождения в Церковь сказано немало. Есть то, что зависит от самого человека, – в первую очередь, это его собственное желание. Кроме того, сегодня, чтобы стать православным христианином, надо всерьез приложить усилия к вхождению в двухтысячелетнюю традицию Церкви. Но есть и то, что зависит от членов Церкви: это, зачастую, и немиссионерский подход к исповеданию своей веры (нам не нужно специально идти и кого-то искать, поскольку главное – богослужение, и придут те, кого позовет Бог), и неготовность некоторых членов прихода с пониманием отнестись и принять новоначальных, неспособность отделить главное от второстепенного (в отношении требований к поведению и соблюдению устава).
У тех же, кто преодолел барьер, через некоторое время может наблюдаться охлаждение, и, если человек предоставлен самому себе, он либо пытается углубиться в себя (это может длиться бесконечно, не всегда приводя к доброму результату – потому что углубляться надо не просто в познание себя, но в познание себя и учения – 1 Тим. 4:16), либо действительно охладевает и даже выпадает из церковной жизни.
С другой стороны, если в приходе организуется внебогослужебная жизнь (от воскресной школы и лагеря до социальной службы), и решается вопрос о привлечении добровольцев, важно понимать, можно ли привлекать новообращенных, как и когда.
Выход видится в том, чтобы предложить новообращенному понятную систему роста, а для этого организовать в приходе целостную систему, предполагающую три этапа: миссия – воцерковление – служение. Рассмотрим эту последовательность подробнее.
Первый этап, миссионерский, направлен на то, чтобы привлечь к Церкви людей, до того от нее далеких. Очевидно, что для этого необходимо выйти за пределы церковной ограды и пойти к «внешним». Здесь важно свидетельствовать о своей вере, но также и понимать, что мы не можем сразу предложить в качестве основной деятельности посещение богослужений – люди к этому не готовы. Скорее, можно предложить досуг, бесплатное качественное образование. Чтобы человек зацепился и остался, эта деятельность должна быть захватывающей или восприниматься как очень полезная, поддерживать радостное, мирное настроение. «Где же здесь вера?» – спросят некоторые. «Навязчивое» христианство здесь и не нужно; пусть эта деятельность будет пропитана христианским отношением друг ко другу и пусть, когда это уместно, организаторы не стесняются проявлений веры (предложить помолиться вместе, рассказать о том, как ими проживаются события церковного года, вообще жизнь через призму веры).
Постепенно перед новообращенными будет расширяться горизонт, и в свое время им можно предложить участие в той деятельности, которая характерна уже для второго этапа – воцерковления. Этот этап ориентирован на то, чтобы помочь человеку осознать веру и приобрести опыт общения с Богом через богослужение и молитву. Открывается подлинная жизнь. Здесь важна серьезная систематическая катехизация, одно из условий того, что человек останется в Церкви и будет ее активным членом. Одновременно важно не забывать и о радости первого этапа, продолжая заботиться о досуге, теперь наполняя его и с точки зрения духовного роста (например, приходские выезды для того, чтобы поразмышлять над определенной темой, важной для спасения). Одна из подстерегающих опасностей этапа – «духовное потребительство», когда вся духовная жизнь замыкается на себе. Чтобы этого не случилось, важно учить ответственности за Церковь, необходимости передачи эстафеты веры, постепенно вовлекая в социальное служение и миссию.
Третий этап, служение, предполагает, что человек возвращается к тому, что его самого привело в Церковь, но уже не в качестве участника, а в качестве организатора; он готов делиться своей жизнью с другими.
Кратко представить особенности каждого этапа можно в таблице (см. ниже).
Задача, этап |
Ведущие мотивы деятельности |
Место, формы |
Особенности подхода |
привлечение (миссия) |
«драйв», «фан»
|
школы, вузы, кружки, клубы по интересам, лагеря, походы |
не оставлять в этом состоянии навсегда, иначе – вырождение в «тусовку» |
увлечение (воцерковление) |
«интересно!» и «по-настоящему» |
катехизация, евангельские кружки, литургическая жизнь |
параллельно готовить к служению – мотивировать (учить благодарности и важности служения) и постепенно включать |
вовлечение (служение) |
«благодарю», «хвалю» и «отдаю-служу» |
организация лагерей, клубов, социального служения, миссии |
постоянная поддержка – совместной молитвой и общением |
Выше говорилось о том, что относится к «человеческому» в Церкви. Но призвание, просвещение и поставление на служение – это не только человеческие действия, но благодатные действия Духа Святого. Понимание этого («Господь ведет каждого по своему пути, а не я»), доверие Богу («Он не оставит угодное Ему дело без делателей, и обо всем позаботится»), поиск путей в молитве («Господи, вразуми, укрепи, укажи путь») – вот важные и необходимые составляющие подлинно православного христианского служения. «Укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом» (2 Тим. 2:1), – одно из последних наставлений ап. Павла Тимофею, и это не пустые слова. Хотя от всех разочарований вряд ли возможно уберечься, обращение к Богу за помощью точно даст силы для того, чтобы совершать свое служение в терпении и надежде, принося добрые плоды для Царствия Божия.
Планирование, подготовка и проведение мероприятий
Говорят, что успешное мероприятие готовится так, что 70% энергии уходит на его подготовку и только 30% на проведение и оценку результатов. Именно поэтому так важно заранее планировать каждое мероприятие. Однако не менее важно контролировать и корректировать что-то в процессе деятельности, а также уметь подвести итоги.
Если говорить кратко, то для подготовки мероприятия важно:
-
понять, зачем его проводить, соответствует ли оно целям вашей группы,
-
найти замечательную идею, т.е. ту изюминку, благодаря которой вы надеетесь достичь поставленных задач, и сделать это лучше других,
-
разработать механизм реализации и составить календарный план,
-
определить задачи, сроки, необходимые ресурсы и ответственных,
-
определить, как вы будете оценивать результаты деятельности.
Более подробное планирование предполагает следующие шаги (на примере лагеря).
1. Какова миссия и цель деятельности организации? Каковы сильные и слабые стороны современного положения дел, каковы текущие проблемы деятельности, каким образом их можно решить (логика SWOT-анализа)? Какой путь кажется вам наиболее эффективным? На этапе первичного планирования производится отбор того мероприятия, над которым дальше предстоит работать. Проверьте себя: зачем устраивается мероприятие, нужно ли оно для достижения поставленной цели? Узнайте общественное мнение по поводу ваших идей, будет ли кто-то участвовать в предлагаемых вами делах. Итог: четко сформулированные цели и задачи мероприятия, приблизительные сроки и содержание.
2. Каков ваш кадровый потенциал? Кто сможет принять участие в планируемом мероприятии и насколько серьезно он готов включиться в работу? Подумайте, какие партнеры могут быть у вашего мероприятия. Составьте лист контактов и переговорите с этими людьми, за какую область они готовы принять ответственность, чем могут помочь, какого вознаграждения ожидают. Итог: список организаторов с их координатами и указанием полномочий и ответственности.
3. Встречи с организаторами мероприятия: обсуждение задач мероприятия, иерархии и правил совместной работы. Какую программу мероприятий вы планируете (подъем-отбой, питание, исповедь и богослужение, труд, спорт, семинары, игры, поход, встречи гостей)? Как она будет способствовать выполнению поставленных задач? Итог: составление списка мероприятий с их обоснованием (механизм реализации), критерии достижения поставленных задач, назначение ответственных, а также пресс-релиз по мероприятию.
4. Разработка календарного плана подготовки и проведения мероприятия, обучение и задания организаторам.
№ |
дело |
срок |
ответственный |
необходимые ресурсы |
отметка о выполнении |
5. Теперь нужно заняться составлением списка участников мероприятия, их оповещением. Именно от их количества и качественного состава зависит формат мероприятия и необходимые вам ресурсы. Итог: общий список участников, лучше с характеристикой.
6. Что у вас есть в наличии (транспорт, место, питание, сон, гигиена, спортивный и трудовой инвентарь, спецснаряжение, методические материалы)? Что нужно будет приобретать дополнительно? Что нужно будет дополнительно разработать из методических материалов? Итог: список имеющихся и необходимых к приобретению и разработке ресурсов.
7. Постоянный контроль по ходу подготовки мероприятия, регулярные встречи.
8. Организационное собрание участников. На нем обсуждаются сроки, цели и программа мероприятия, правила для участвующих, собирается вступительный взнос. Даются сведения о транспортировке, месте жительства, погоде, инвентаре, одежде, обуви, посуде, дежурстве и работах. Проговаривается программа мероприятия и результаты в личностном росте для каждого. Итог: полная информированность участников (и их родителей).
9. Начало программы. Регулярные ежедневные планерки, обмен мнениями и эмоциями, совместные праздники для сплочения коллектива. Контроль деятельности по разработанным ранее критериям. Отслеживание промежуточных результатов. Итог: регулярный контроль и корректировка программы. Информирование заинтересованных лиц о ходе проведения мероприятия.
10. Завершение мероприятия. Распространение документов и данных, наработанных за время мероприятия. Итоговая проверка и поощрение участников. Каково мнение участников о проведенном мероприятии? Достигнуты ли планируемые результаты? Итог: составление отчета о мероприятии, рекомендаций на будущее, архивация методических материалов.
Критерии успеха при подготовке проектов и программ на конкурс:
-
программа или проект, время реализации,
-
научная обоснованность,
-
социальная значимость и региональная обоснованность,
-
адресность,
-
целостность и внутренняя логика: цель – задачи – содержание, механизм реализации - план реализации – предполагаемые результаты.
-
конкретность механизма,
-
кадры, экономическая эффективность, ресурсная база,
-
реалистичность,
-
соответствие положению о конкурсе (номинация, документация, объем, эстетика оформления),
-
инновационность,
-
хорошие приложения.
Возможные формы деятельности, если мы говорим о лагере:
-
мероприятия на природе (походы, купание, рыбалка, игры и состязания),
-
спортивные мероприятия (эстафеты, футбол и пр.),
-
лекции, дискуссии,
-
просмотр видео с последующим обсуждением,
-
практические занятия,
-
труд,
-
игры, викторины, ролевые игры,
-
творческие задания (летописи, стенгазеты, песни, сценки, костры),
-
церемонии,
-
обсуждение дел группы,
Главные ошибки в планировании и организации миссионерских мероприятий:
-
браться за все, не умея отличить главное от второстепенного и отсечь лишнее,
-
вообще не думать о цели или забыть о ней в процессе проведения мероприятия,
-
уделить недостаточно внимания конкретике (на этапе планирования и распределения ответственности),
-
слишком полагаться на свои силы, методики, забывая о том, что, в конечном счете, успех всякого дела – в руке Божией (Тов. 4:19, Иак. 4:13-16); на практике это выражается в пренебрежении молитвой о помощи Божией.
Рекомендуемое чтение: Книга Неемии, 2 глава.
Задание. Продумайте акцию, приуроченную к Рождеству и Богоявлению.